о специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Условия охраны здоровья воспитанников,  а так же  инвалидов  и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Медицинский персонал  осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы медицинского кабинета, цель которого —  улучшение потенциала и баланса здоровья, положительные изменения в гигиенической культуре, формирование потребностей у детей, родителей, сотрудников ДОУ в сохранении, укреплении и развитии здоровья детей. В детском саду создан комплекс медико-педагогических технологий, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье.

В образовательном учреждении применяются здоровьеформирующие технологии:

  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии;
  • физкультурно-оздоровительные технологии;
  • технологии мотивации сознательного отношения к своему здоровью;
  • медико-профилактические технологии.

Специалистами и воспитателями проводятся различные мероприятия, направленные на привитие мотивации и закрепление в сознании ребенка здорового образа жизни через дидактические игры, досуги, прогулки, занятия. Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия в помещении и на свежем воздухе. В педагогический процесс включаются упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей.

В ДОУ  созданы оптимальные условия для двигательной деятельности:

Физкультурный зал, оснащенный современным спортивным оборудованием, достаточным количеством спортивного инвентаря и пособий. Спортивные площадки, позволяющие проводить физкультурные занятия, спортивные, подвижные игры, физкультурные праздники и досуги круглый год.

Центры двигательной активности в группах: во всех возрастных группах созданы и оборудованы физкультурные центры с необходимым инвентарем для организации игр и упражнений детей в группе.

Во всех группах в наличии листы здоровья. Каждый месяц проводится анализ заболеваемости и посещаемости воспитанников. Весной и осенью – мониторинг состояния здоровья детей, уточняются диагнозы и группы здоровья.

Среди оздоровительных мероприятий, проводимых в детском саду, закаливание занимает ведущее место.

Общие  закаливающие мероприятия:

  • правильный режим дня,
  • рациональное питание,
  • рациональная одежда,
  • соответствующий воздушный и температурный режим в помещениях, дневной сон,
  • регулярное проветривание помещений,
  • ежедневные утренние и вечерние прогулки.

Специальные  закаливающие процедуры:

  • воздушные ванны,
  • дыхательная гимнастика,
  • ходьба по массажным коврикам с целью закаливания и профилактики плоскостопия,
  • оздоровительный бег,
  • оздоровительная ходьба и т.п.

В детском саду действует медицинский блок, где на основе современных компьютерных технологий осуществляется мониторинг здоровья воспитанников. Мониторинг состояния здоровья воспитанников проводится в плановом режиме, два раза в год. Программа мониторинга разработана в соответствии с рекомендациями специалистов, включает определение соответствия морфофункциональных характеристик дошкольника разного возраста нормативам (рост ребенка, масса тела, определение толщины кожно-жировых складок, др.).

Медицинский блок представлен  следующим набором помещений:

  • кабинет врача (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место медицинской сестры и врача);
  • процедурный кабинет (медицинские манипуляции и оказание первой доврачебной помощи, обработка инструментария, хранение медикаментов, лекарственных препаратов).

Медицинский блок оснащен необходимым медицинским инструментарием и необходимым набором медикаментов. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи.

Предоставляются оздоровительные и медицинские услуги в рамках взаимодействия с Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская детская поликлиника имени Валерия Коваля г. Тамбова»:

  • гигиенические процедуры;
  • кварцевание;
  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика пробуждения;
  • иммунизация;
  • систематические осмотры детей по показателям здоровья;
  • использование моноблочного диагностического комплекса КМД-12/2 «Здоровый ребенок».

Медицинскими работниками проводятся инструктажи с коллективом учреждения по охране жизни и здоровья детей, строго соблюдаются нормы и правила СанПиН, оформляются  листы здоровья, ежемесячно проводится анализ заболеваемости воспитанникам  и на его основе даются рекомендации родителям на групповых и общих родительских собраниях и воспитателям. В холле учреждения оформлен стенд для размещения медицинской информации.  Медицинская информация  также размещается и   в родительских уголках групп, на сайте учреждения.

   Обеспечение возможности получения образования инвалидами  и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Нормативно – правовая база по обеспечению условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Детский сад №53 «Елочка» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с воспитанниками с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учителя-логопеды, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели групп через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Все педагогические работники, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программам: «Технологии инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (в объеме 72 часов); «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОУ» (в объеме 24 часов), «Инклюзивное образование» (в объёме 72 часов).

Для обучающихся с ОВЗ используются   адаптированная образовательная программа дошкольного образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом — психологом.

Адаптированная программа разработана с учётом особенностей развития воспитанников, основной целью является коррекция нарушений развития и социальной адаптации. В МБДОУ работают педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ.

Формы работы:

  • Индивидуализация образовательного процесса  детей с ОВЗ.
  • Целенаправленность развития способности данной категории воспитанников на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
  • Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством кружков и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику.
  • Вовлечение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.

 Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Здание детского сада оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. Конструктивные особенности здания предусматривает наличие приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В ДОУ обеспечен беспрепятственный доступ воспитанникам с ОВЗ, в том  числе детям – инвалидам, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.  Метки на поручнях и дверях внутри помещений, в образовательной организации в наличии. Двери обозначены желтыми кругами, ступени  обозначены желтыми полосами, при входе в учреждение размещена тактильная вывеска с шрифтом Брайля, в коридорах установлены тактильные мнемосхемы с шрифтом Брайля и тактильные пиктограммы, указывающие направление движения к лестнице. Около входной двери расположен звонок для вызова сотрудника с целью оказания помощи инвалидам всех категорий (сопровождение до места оказания услуги).