Условия охраны здоровья воспитанников, а так же инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Медицинский персонал осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы медицинского кабинета, цель которого — улучшение потенциала и баланса здоровья, положительные изменения в гигиенической культуре, формирование потребностей у детей, родителей, сотрудников ДОУ в сохранении, укреплении и развитии здоровья детей. В детском саду создан комплекс медико-педагогических технологий, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье.
В образовательном учреждении применяются здоровьеформирующие технологии:
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия;
- здоровьесберегающие образовательные технологии;
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- технологии мотивации сознательного отношения к своему здоровью;
- медико-профилактические технологии.
Специалистами и воспитателями проводятся различные мероприятия, направленные на привитие мотивации и закрепление в сознании ребенка здорового образа жизни через дидактические игры, досуги, прогулки, занятия. Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия в помещении и на свежем воздухе. В педагогический процесс включаются упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей.
В ДОУ созданы оптимальные условия для двигательной деятельности:
Физкультурный зал, оснащенный современным спортивным оборудованием, достаточным количеством спортивного инвентаря и пособий. Спортивные площадки, позволяющие проводить физкультурные занятия, спортивные, подвижные игры, физкультурные праздники и досуги круглый год.
Центры двигательной активности в группах: во всех возрастных группах созданы и оборудованы физкультурные центры с необходимым инвентарем для организации игр и упражнений детей в группе.
Во всех группах в наличии листы здоровья. Каждый месяц проводится анализ заболеваемости и посещаемости воспитанников. Весной и осенью – мониторинг состояния здоровья детей, уточняются диагнозы и группы здоровья.
Среди оздоровительных мероприятий, проводимых в детском саду, закаливание занимает ведущее место.
Общие закаливающие мероприятия:
- правильный режим дня,
- рациональное питание,
- рациональная одежда,
- соответствующий воздушный и температурный режим в помещениях, дневной сон,
- регулярное проветривание помещений,
- ежедневные утренние и вечерние прогулки.
Специальные закаливающие процедуры:
- воздушные ванны,
- дыхательная гимнастика,
- ходьба по массажным коврикам с целью закаливания и профилактики плоскостопия,
- оздоровительный бег,
- оздоровительная ходьба и т.п.
В детском саду действует медицинский блок, где на основе современных компьютерных технологий осуществляется мониторинг здоровья воспитанников. Мониторинг состояния здоровья воспитанников проводится в плановом режиме, два раза в год. Программа мониторинга разработана в соответствии с рекомендациями специалистов, включает определение соответствия морфофункциональных характеристик дошкольника разного возраста нормативам (рост ребенка, масса тела, определение толщины кожно-жировых складок, др.).
Медицинский блок представлен следующим набором помещений:
- кабинет врача (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место медицинской сестры и врача);
- процедурный кабинет (медицинские манипуляции и оказание первой доврачебной помощи, обработка инструментария, хранение медикаментов, лекарственных препаратов).
Медицинский блок оснащен необходимым медицинским инструментарием и необходимым набором медикаментов. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи.
Предоставляются оздоровительные и медицинские услуги в рамках взаимодействия с Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская детская поликлиника имени Валерия Коваля г. Тамбова»:
- гигиенические процедуры;
- кварцевание;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика пробуждения;
- иммунизация;
- систематические осмотры детей по показателям здоровья;
- использование моноблочного диагностического комплекса КМД-12/2 «Здоровый ребенок».
Медицинскими работниками проводятся инструктажи с коллективом учреждения по охране жизни и здоровья детей, строго соблюдаются нормы и правила СанПиН, оформляются листы здоровья, ежемесячно проводится анализ заболеваемости воспитанникам и на его основе даются рекомендации родителям на групповых и общих родительских собраниях и воспитателям. В холле учреждения оформлен стенд для размещения медицинской информации. Медицинская информация также размещается и в родительских уголках групп, на сайте учреждения.
Обеспечение возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Нормативно – правовая база по обеспечению условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
-
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ред. от 18.07.2019);
- Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг;
- Постановление Администрации г. Тамбова «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в г. Тамбове»;
- Приказ Управление дошкольного образования г. Тамбова «О реализации мероприятий по обеспечению доступности муниципальных дошкольных образовательных учреждений для лиц с ограниченными физическими возможностями» от 16.02.2016 №44;
- Постановление РФ от 29.03.2019 №363 Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда».
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Детский сад №53 «Елочка» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с воспитанниками с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учителя-логопеды, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели групп через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Все педагогические работники, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программам: «Технологии инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (в объеме 72 часов); «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОУ» (в объеме 24 часов), «Инклюзивное образование» (в объёме 72 часов).
Для обучающихся с ОВЗ используются адаптированная образовательная программа дошкольного образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом — психологом.
Адаптированная программа разработана с учётом особенностей развития воспитанников, основной целью является коррекция нарушений развития и социальной адаптации. В МБДОУ работают педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ.
Формы работы:
- Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.
- Целенаправленность развития способности данной категории воспитанников на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
- Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством кружков и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику.
- Вовлечение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Здание детского сада оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. Конструктивные особенности здания предусматривает наличие приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В ДОУ обеспечен беспрепятственный доступ воспитанникам с ОВЗ, в том числе детям – инвалидам, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность. Метки на поручнях и дверях внутри помещений, в образовательной организации в наличии. Двери обозначены желтыми кругами, ступени обозначены желтыми полосами, при входе в учреждение размещена тактильная вывеска с шрифтом Брайля, в коридорах установлены тактильные мнемосхемы с шрифтом Брайля и тактильные пиктограммы, указывающие направление движения к лестнице. Около входной двери расположен звонок для вызова сотрудника с целью оказания помощи инвалидам всех категорий (сопровождение до места оказания услуги).