Страничка педагога – психолога

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Время для индивидуальных консультаций педагога- психолога:

понедельник – 17.00-18.00                           среда – 8.00-9.00

Контактный телефон:

(4752) 53-13-66   Балабанова Татьяна Владимировна

(4752) 51-27-80 Лаврентьева Екатерина Васильевна

Публикации педагогов – психологов размещены на сайтах:

  • http://www.maam.ru/
  • https://infourok.ru/
  • http://nsportal.ru
  • http://numi.ru
  • http://doshkolnik.ru
  • http://vospitateljam.ru

Консультация для родителей “Агрессивный ребенок” 

Консультация для родителей “Привычки родителей=привычки детей” 

Как отучить ребенка сосать палец

  Многие родители задаются вопросом: почему ребенок сосет палец. Это достаточно сложный психологический момент. Причины этого явления могут быть скрыты как в плохом воспитании, так и в психомоторном развитии малыша. Поэтому, если у вас не получается самостоятельно отучить ребенка сосать палец, рекомендуется обратиться за профессиональной помощью к детскому невропатологу. Сосание пальца обуславливается, прежде всего, сосательным рефлексом, который присущ всем детям. Особенно выражен этот рефлекс в младенчестве. Привычка сосания пальца развивается у малыша еще до рождения и иногда это заметно на ультразвуковом обследовании беременной. Вообще рассматривать эту привычку стоит, как имеющую физиологическую природу.
Причин, по которым младенцы сосут палец немало.

  • Это может быть и нужда как в успокаивающем средстве, которое помогает ребенку почувствовать свою защищенность и быстрее и легче уснуть.
  • Также это может быть причиной неудовлетворенного сосательного инстинкта при кормлении грудью.
  • Способствует этому отсутствие или недостаточная продолжительность времени кормления, ранний переход к бутылочке, тугая соска или, напротив, большое отверстие в ней.

В борьбе с сосанием пальца, многие родители используют не лучшие методы, являющиеся непедагогическими и недопустимыми. Это и шлепанье по рукам, и намазывание рук различными «невкусными» для малыша продуктами, например, горчицей. Такие методы действуют с точностью до наоборот: склонность к сосанию пальца становится еще более выражена. Как уже было сказано ранее, сосание пальца дает ребенку иллюзию удовлетворенности и спокойствия. Почему бы не создать ему реальность всех этих необходимых для правильного развития малыша факторов. Не оставляйте его надолго одного, не допускайте, чтобы у крохи возникло чувство страха и незащищенности. Говорите с малышом, следуя врожденным инстинктам, он будет имитировать звуки, используя ротик для более важных дел, чем сосание пальца. Заметив палец во рту ребенка, не сердитесь, мягко уберите ручку ото рта и займите чем-нибудь другим.
Важные факторы, помогающие отучить ребенка сосать палец

  • отвлекайте малыша каждый раз, когда видите, что он сосет палец
  • на время сна надевайте на ручки специальные варежки
  • во время бодрствования занимайте руки ребенка яркими и интересными предметами
  • чаще давайте малышу игрушки, показывая, как с ними играть.
  • уделяйте ребенку больше времени, чтобы он не чувствовал себя одиноким.
  • берите его на руки, качайте, ласкайте.
  • обеспечьте крохе чувство спокойствия, защищенности и доверия.

 Скачать комплексы кинезиологических упражнений  для улучшения внимания и памяти, формирования пространственных представлений

Правое или левое? 
Человеческий мозг имеет два полушария – правое и левое.
Существует четкое «разделение труда» между ними: правое управляет одними функциями организма, левое – другими.
При этом одно из полушарий является ведущим, что во многом определяет особенности характера человека.
1. Сомкните несколько раз пальцы рук, сверху всегда оказывается один и тот же большой палец. Если левый – Вы эмоциональный человек, правый – у Вас преобладает аналитический склад ума.
2. Возьмите ручку или карандаш. Попробуйте прицелиться, выбрав мишень, и глядите на нее обоими глазами через кончик карандаша или ручки. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз – ведущий, и наоборот.  Правый ведущий глаз говорит о твердом и настойчивом характере, левый  – о мягком и уступчивом.
3. Если при переплетении  рук на груди сверху (на локте) оказывается правая рука, Вы  склонны к простоте и добродушию. Левая – к кокетству.
4. Если Вам удобнее, аплодируя, хлопать правой рукой, можно говорить о решительности Вашего характера. Если левой, то Вы подвержены колебаниям перед принятием решения.
Теперь обозначьте полученные в этих четырех тестах результаты буквами П (правый) и Л (левый) и найдите особенности   Вашего характера в следующих вариантах ответов.
ПППП – для Вас характерно постоянство, ориентация на общепринятое мнение. Вы не любите конфликтовать, спорить, ссориться.
ПППЛ – определяющая черта  характера – нерешительность.
ППЛП –  характерны решительность, чувство юмора, артистизм. Очень контактный тип характера.
ППЛЛ – редкий тип характера, близкий к предыдущему, но мягче. Наблюдается некоторое противоречие между решительностью и твердостью.
ПЛПП – вариант, сочетающий аналитический склад ума с мягкостью характера. Медленное привыкание к новому, осторожность.
ПЛПЛ – слабый и самый редкий тип характера. Обладатели его подвержены различному влиянию, часто беззащитны.
ЛППП – такое сочетание встречается очень часто. Основная черта – эмоциональность, граничащая с недостаточной  настойчивостью. Вы поддаетесь чужому влиянию, а также легко приспосабливаетесь к различным условиям жизни. Счастлив с  друзьями, легко сходится с людьми.
ЛППЛ –  характерны мягкость и наивность. Требует особого внимательного отношения к себе.
ЛЛПП –  присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, а также склонность  к самоанализу.
ЛЛПЛ –  в  характере преобладает простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкое сочетание.
ЛЛЛП –  эмоционален, энергичен, решителен. Но часто наспех принимает решения, которые приносят значительные осложнения. Необходимо вырабатывать надежный «тормозной механизм».
ЛЛЛЛ – самый сильный тип характера. Трудно  в чем-то переубедить, с трудом меняет собственную точку зрения. Но, в тоже время, энергичен, упорно добивается своих целей.
ЛПЛЛ – очень похоже на предыдущий тип. Та же настойчивость в достижении поставленных целей, склонность к самоанализу. Но друзей находит с  трудом.
ПЛЛП –  легкий характер. Умеет избегать конфликтов, любит путешествовать. Легко находит друзей, но часто меняет  увлечения.
ПЛЛЛ – непостоянство и независимость. Кажется мягким, но когда доходит до дела,  требователен и настойчив.

Способ определения ведущей руки 

Предлагаемые тесты содержат игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного воз­раста. При выполнении тестирования учитель должен сесть напротив ребенка (лучше за столом), но не сбоку. Обстановка должна быть спокойной, благожелательной, не следует фик­сировать внимание ребенка на том, что вы определяете «рукость». Можно начать тестирование следующими словами. «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить». Все приспособления, пособия, предметы надо положить перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии  от  правой    и  левой руки.
Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не торопите ребенка. После того как он закончит, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «у меня не получится». Можете успокоить его: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся», подбодрить, что он делает все верно. В этом задании учитывается не только какой рукой ребенок работает, но и при работе какой рукой лучше качество  выполнения рисунка.
 Второе задание — открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка Ребенку предлагается несколько коробочек (можно покрасить их в разные цвета или оклеить Цветной бумагой). Задание: «Найди спичку в одной из коробочек». Ведущей будет считаться та рука, которая совершает активные движения: закрывает, открывает, вынимает спичку.
 Третье задание— построение колодца из спичек. Ведущая – та рука, которой более активно выполняются все действия.
Четвертое задание — игра в мяч. Нужен небольшой (можно теннисный) мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и вы просите ребенка как можно точнее бросить его в какую-то заранее намеченную цель несколько раз. Ведущая — та рука, которой ребенок бросает мяч.
 Пятое задание — вырезание ножницами по контуру рисунка на любой открытке (вырезать цветок, машину, Чебурашку и т. п.). Ведущая — та рука, которой ребенок держит ножницы. Но бывает так, что ребенок плохо владеет ножницами: он просто держит их и более активно работает (поворачивает открытку) другой рукой. В этом случае попробуйте попросить его взять ножницы в другую руку и оцените, какой рукой задание выполняется лучше.
 Шестое задание — нанизывание бисера, бусинок или пуговиц на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение вне зависимости от  того, в какой руке иголка. Активное движение может осуществлять как рука с иголкой, так и рука, держащая и наса­живающая бусинку или пуговицу на иголку.
 Седьмое задание — выполнение вращательных движений при открывании и закрывании крышек на пузырьках. Предлагают 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками (лучше от мазей, лекарств с широкой крышкой). Ведущая – та рука, которая совершает активные движения (крутит крышку и пузырек).
Восьмое задание – развязывание узелков. Предварительно нужно неплотно завязать несколько узелков (на небольшом расстоянии) на шнуре средней толщины. Ведущая та рука, которая развязывает узелок.

Девятое задание – «Построй из кубиков дом, машину, крепость и т.д.» В этом задании оценить ведущую руку труднее, чем в предыдущих, так как этот вид работы дети обычно выполняют двумя руками. Поэтому не торопите ребенка, а наблюдайте, какой рукой чаще он берет, укладывает, поправляет кубики.
Леворуким будет считаться тот ребенок, у  которого в графе «левая рука» больше плюсов. Если ребенок одинаково хорошо владеет и правой и левой рукой, то выбор руки для письма будет определяться не только тем, какой рукой он рисует и пишет, но и тем, каково качество рисунка и левой и правой рукой.

Тест «Ваш психологический возраст» 

 Инструкция. Вам наверняка приходилось встречать людей, сумевших до старости сохранить юношескую энергию, свежесть восприятия жизни. Но бывает, что и сравнительно молодой человек тяготится грузом прожитых лет. Поэтому хронологический возраст оказывается для человека совсем не так важен, как возраст души. Независимо от того, сколько вам лет, ответьте на вопросы данного теста, и это поможет вам лучше разобраться в своем мироощущении.
Поставьте себе 4 балла – если полностью согласны с утверждением;
3 балла – если частично согласны;
2 балла – если скорее не согласны;
1 балл  – категорически не согласны.

  1. По-моему, у меня хорошее чувство юмора.
  2. У меня неплохая интуиция, и я всегда понимаю, что имеют в виду другие люди.
  3. Надеюсь, в будущем меня ожидает много приятного.
  4. По-моему, людям нравится общаться со мной.
  5. Человек может быть мне симпатичен, даже если он не похож на меня и во всем разделяет мои взгляды.
  6. Я люблю детей.
  7.  Мне нравится решать разнообразные задачи.
  8. Принимаясь за какое-то дело, я стараюсь найти способ сделать его лучше.
  9. Меня интересуют причины разных событий.
  10.  Помимо работы у меня много других увлечений.
  11.  Любые перемены стараюсь воспринять как перемены к лучшему.
  12.  Моя работа приносит пользу людям.
  13.  Я люблю иногда помечтать.
  14.  Любимая музыка поднимает мне настроение.
  15.  Я с интересом встречаю новые идеи.
  16.  Как правило, я не сдаюсь, когда сталкиваюсь с трудностями и препятствиями.
  17.  Я готов искренне посмеяться удачной шутке.
  18.  У меня есть хотя бы один близкий человек, с которым я могу поделиться своими сокровенными мыслями.
  19.  Я получаю удовольствие от физической активности.
  20. Мне нравится встречаться с новыми людьми.
  21. Мне хотелось бы научиться еще чему-нибудь, чего я пока не умею.
  22. Я стремлюсь выглядеть привлекательно, и, похоже, это у меня получается.
  23. Я не позволяю мелким неприятностям нагонять на меня тоску.
  24. Мне нравиться время, в которое я живу.
  25. Думаю, мне еще представится случай полнее проявить мои способности

Бланк ответов (ВПВ):

Ф.И.О._______________________

Дата________________

1.   14.

 

2.   15.  
3.   16.  
4.   17.  
5.   18.  
6.   19.  
7.   20.  
8.   21.  
9.   22.  
10.   23.  
11.   24.  
12.   25.  
13.      

Интерпретация результатов теста «ваш психологический возраст»
(С.С. Степанов)
Если вы набрали свыше 75 баллов, значит, независимо от года рождения, вы преисполнены жизненных сил и веры в себя. Вы общительны, оптимистичны, доброжелательны. Стариком вы станете не скоро.
 50 – 75 баллов. На пути к зрелости вам пришлось принести в жертву некоторые достоинства юности. Заботы и стрессы ослабили вашу способность радоваться, зато научили серьезности и ответственности. Вы «средний» взрослый, не слишком отягощенный проблемами. Но чуть больше бодрости и оптимизма вам не помешает.
 Менее 50 баллов. О людях вроде вас говорят, что они много повидали и испытали, всему знают цену. Но не рановато ли наступила эта пора? Ведь так много можно еще увидеть, узнать и пережить!

Скачать сценарий встречи-тренинга с родителями по гиперактивности

 Игра для развития внимания «КОРРЕКТОР»
 Эту игру дети обычно любят за то, что она дает им возможность почувствовать себя взрослыми и важными. Для начала нужно объяснить им смысл непонятного слова “корректор”. Вспомните с ребенком его любимые книги и детские журналы. Встречал ли он в них когда-нибудь ошибки и опечатки? Конечно нет, если речь идет о хорошем издательстве. А ведь авторы тоже могут допускать ошибки. Кто же занимается их исправлением и не пропускает в печать разные “опечатки”? Этот важный человек и есть корректор. Предложите ребенку поработать на такой ответственной должности.
Возьмите старую книгу или журнал, где есть большие тексты. Договоритесь с ребенком о том, какая буква сегодня будет условно “неправильной”, то есть какую букву он будет вычеркивать. Затем выберите фрагмент текста или засеките время работы (не более десяти минут). Когда пройдет это время или будет проверен весь выбранный отрывок, проверьте текст сами. Если ваши сын или дочь действительно отыскали все нужные буквы, то обязательно похвалите их. Такому корректору можно даже выдать премию (например, в виде сладостей или маленьких сюрпризов)!
Если же вашим корректором были допущены пропуски или ошибки, то тоже не огорчайтесь – ему есть в чем совершенствоваться! Возьмите листок в клеточку и начертите на нем систему координат. Вверх по вертикальной оси отложите столько клеточек, сколько ошибок допустил ребенок. Когда будете проводить эту игру повторно, то на этом же чертеже правее отложите следующее количество ошибок. Соедините полученные точки. Если кривая поползла вниз, значит, ваш ребенок сегодня работает более внимательно, чем раньше. Порадуйтесь вместе с ним этому событию!
Примечание. Описанную игру желательно проводить с невнимательными детьми систематически. Тогда она станет эффективным инструментом, способным исправить этот недостаток. Если же ваш ребенок уже без труда справляется с заданием, то можно его усложнить следующими способами. Во-первых, можно предложить корректору вычеркивать не одну букву, а три, причем разными способами. Так, например, букву “М” нужно вычеркивать, букву “С” подчеркивать, а “И” обводить в кружок. Во-вторых, можно вносить шумовые помехи, которые будут отвлекать ребенка от работы над заданием. То есть в отведенное для “корректуры” время вы вместо того, чтобы хранить молчание и помогать ребенку сосредоточиться, будете играть роль “вредного” родителя: шуметь, шуршать, рассказывать истории, ронять предметы, включать и выключать магнитофон и выполнять прочие действия в стиле старухи Шапокляк.

 Игры и упражнения для снятия мышечного
и эмоционального напряжении (релаксации)
Воздушный шарик
Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается… Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша со­считайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается… А потом-«адувается вновь… Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».
Смысл упражнения
Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.
 Семь свечей
«Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.
Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.
Смысл упражнения 
Простая и эффективная техника релаксации, сочетающая концентрацию на воображаемом объекте и дыхательное упражнение.

  «Учим ребенка общаться»

 Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.
Способность к общению включает в себя:
1)    Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
2)    Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
3)    Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью. На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач. 
На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность – в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания – телесные контакты.
Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.
От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.
Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:
– создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
– признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;
– сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».
В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении. Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).
Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.
Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.
Советы родителям по формированию адекватной самооценки:
– не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
– не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;
– поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
– не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;
– показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
– не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В РИСУНКЕ

Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, влечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, но непересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.
При анализе выполнения детьми заданий рисуночных методик («Рисунок человека», «Рисунок семьи») в частности, можно предположить сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон, если: рисунок начинается и изображения ног или ступней; фигура человека очень маленькая; в рисунке присутствуют облака; у нарисованного человека покатые плечи; в рисунке преобладают темные, грязные тона (черный, коричневый, лиловый, серый, фиолетовый).
О положительном эмоциональном фоне свидетельствуют выбор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минимальная штриховка.
Об эмоциональном напряжении может свидетельствовать: штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштрихованные части являются источником негативных переживаний); штриховка выходящая за контуры фигуры.
Стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата, также могут свидетельствовать об эмоциональном напряжении ребенка, внутренних конфликтах, противоречивости чувств в той или иной сфере, с которой соотносится исправляемая деталь.
Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры – показатель чрезмерно нагрузочных негативных переживаний, связанных с ними.
Предпочтение красных тонов также свидетельствует об эмоциональной напряженности.
Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка: выполнение изображения короткими штрихами; изменчивый нажим карандаша; отсутствие изображения шеи.
Анализ выполнения ребенком заданий рисуночных методик служит источником информации, связанной с переживаниями по поводу самооценки. О высокой самооценке свидетельствуют: крупные, пропорциональные рисунок (но не чрезмерно большой); сильный, уверенный нажим; длинные (но не чрезмерно) ступни, крупные плечи.
О низкой самооценке сигнализируют: расположение рисунка в нижней части листа; частые стирания; слабый нажим (может быть связан с астенизацией ребенка); изображение несоразмерно маленького туловища;  отсутствие изображения ног.
Показатели противоречивой, конфликтной самооценки (высокий уровень сочетается с неуверенностью в своих силах): расположение человека в верхней части листа; изображение маленькой фигуры (ребенок как бы надеется, что в маленьком рисунке будут менее заметны дефекты) или чрезмерно большой (компенсаторная тенденция придать себе значимость, превозносить себя в воображении); уход от выполнения задания – ребенок предполагает, что не сможет нарисовать такого человека, какого хотел бы; штриховка ног, преувеличенный размер обуви.
Такие показатели, как изображение в последнюю очередь черт лица либо отсутствие их прорисовки, могут свидетельствовать как о неустойчивой, так и о низкой самооценке.
Тревожность как психологическая проблема личности ребенка
и ее проявление в рисунке.
Выполняя задания конкретных методик, тревожные дети проявляют особенности, которые можно рассматривать как диагностические показатели тревожности.
В рисуночных методиках («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Пиктограмма») на тревожность указывают подчеркнуто прорисованные, преувеличенные глаза (особенно зачерненные), тенденция к штриховке (особенно размашистой), сильный нажим, преувеличенное внимание к деталям. Кроме того, в рисунках встречается специфическая «тревожная линия» – длинная линия, состоящая из мелких штрихов, когда ребенок как бы боится провести ее всю сразу (а вдруг не туда пойдет). Резкое увеличение фигуры при выполнении рисунка человека может говорить о тревоге, если оно не является каноном композиции (иногда детей учат рисовать фигуры во весь лист), и сочетается с другими показателями тревожности.
Не надеясь на свою память, ребенок вводит массу дублирующих уточнений (на всякий случай, чтобы не забыть слово). Например, на словосочетание «Веселый праздник» рисуется и елка, украшенная игрушками, и торт, и веселые, улыбающиеся дети. Такого рода детализацию не следует путать с детализацией образного типа или с конкретностью изображения. Тревожная детализация направлена на построение дополнительных опор для памяти.
Отделение рисунков друг от друга линиями, рамочками, нумерацией рисунков тоже может говорить о тревожной заботе ребенка не спутать собственные рисунки. Иногда рамочки свидетельствуют об особой педантичности, которая часто служит компенсаторным механизмом тревожности.
Показатель особой тревожности – хаотичное расположение рисунков, буквально наползающих друг на друга.
Демонстративность как психологическая проблема личности ребенка
и ее проявление в рисунке.
В рисуночных методиках демонстративность проявляется в украшательстве, наличии необязательных деталей (оборочки, цветочки на платье, перья на шляпе). Необязательные детали в рисунке человека не следует путать с второстепенными. Шея, уши – детали обязательные для каждого человека, хотя и второстепенные (по сравнению со ртом и глазами), а бантики на туфлях – деталь украшательская .
При выраженной демонстративности повышенное внимание к украшательству нередко сочетается с изображением «демонстративных персонажей» (клоунов, бандитов, фей). Если по рисунку человека трудно различить тенденцию к украшательству и хорошую технику прорисовки деталей, то рисунок дома, где изображение занавесок с рюшечками ничем не может быть продиктовано, кроме тенденций демонстративного ребенка подвергать украшательству все, не только людей, оказывается более показательным .
В данном материале освещен лишь малый ряд психологических проблем личности ребенка, однако общие моменты были рассмотрены. Хотелось бы лишний раз отметить важность изобразительной деятельности ребенка не только как компонента общего развития личности, но и как элемента психодиагностического и психотерапевтического воздействия. Процесс рисования дает возможность ребенку в доступной ему форме раскрыть внутренний эмоциональный мир, какие-либо напряжения или фантазии.
«Рисуйте! Рисуйте!
Всегда и везде, когда есть возможность и время, когда необходимо и когда просто хочется! Рисуйте сами и вместе с детьми! И кистью, и карандашами, и пальцами рук, а может и ног – любые средства хороши, а главное, работа   становится в радость, она увлекает и, тем самым, вам и детям приносит только положительные эмоции».

Методические рекомендации  воспитателям групп раннего возраста по содержанию среды групповых помещений

Рабочая тетрадь по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ (пример)

Кинезиологические упражнения как средство профилактики отставания в развитии. Скачать (.ppt)